Управляющий директор центра интегративной медицины в Алматы Дмитрий Раевский рассказал о четырёх факторах возникновения онкологии, стадиях её принятия и важных задачах онкопсихолога.
Команда Дмитрия Раевского уже более пяти лет занимается терапией онкологических, аутоиммунных заболеваний, врождённых аномалий развития. Основным методом является работа с подсознанием пациента. В этом помогает Германская новая медицина.
Чeтыpe фaктopa вoзникнoвeния paкa
Новая Германская медицина создана доктором Райком Хамером. Он доказал, что практически все заболевания, в том числе и онкологию, запускает конкретное стрессовое событие в жизни пациента. Однако, по его словам, к таким последствиям приводит далеко не каждое серьёзное происшествие. Необходимо совпадение четырёх факторов. Три из них называл доктор Хамер. А четвёртый заметили мы в процессе многолетней практики работы с онкопациентами.
• Событие происходит неожиданно и является шоком для человека
• Человеком это событие воспринимается драматично
• Человек проживает всё изолированно, то есть в силу каких-то обстоятельств (характера или уровня отношений) он не может поделиться, проговорить, проплакать свои переживания.
• У человека нет выхода из ситуации, решения. Он чувствует, что всё безысходно. Включается принудительное мышление, которое поглощено поиском решения проблемы.
Пять cтaдий пpинятия бoлeзни
Довольно часто мы наблюдаем, что пациент находится в состоянии адаптации к болезни. То есть болезнь воспринимается как полностью изменившаяся реальность. Часто пациенту очень страшно, ведь уже не будет как прежде. Моя команда оказывает психологическую поддержку согласно той стадии состояния, на которой находится пациент.
Это может быть острая фаза, когда человек только узнал о своём диагнозе, либо фоновое тревожное состояние, если уже пациент адаптировался к своему состоянию здоровья.
Человеку важно принять свою болезнь. Однако в этом процессе он проходит несколько этапов.
Отрицание
Чаще всего всё начинается с отрицания. Пациент глубоко убеждён, что всё происходит не с ним. Это не его болезнь, не его проблема. При этом он может смотреть в глаза психологу или врачу, соглашаясь на все процедуры, которые ему назначают.
Пoлучитcя ли у чeлoвeкa выздороветь, нaxoдяcь в таком состоянии? Нет, конечно. Внутренне он против взаимодействия и сотрудничества со специалистами. При первой неудаче, он будет обвинять их в некомпетентности, обвинять окружающих.
Торг
На этой стадии пациент пытается договориться со своей жизнью, специалистами. Он согласен делать всё, что ему говорят, взамен на обещание его выздоровления. Но это просто перекладывание ответственности.
Гнев
Этот этап возникает, когда пациент осознаёт сложность своего состояния и невозможность выбраться из него быстро и легко. Этот гнев может быть направлен на специалиста, на окружающих людей, на клинику Раевского, на себя, на Бога. Несмотря на картину восприятия, это довольно хорошая стадия, до которой нужно довести пациента и помочь ему экологично прожить этот гнев.
Дeпpeccия
Затем может наступить депрессия. Некоторые пациенты остаются в этом состоянии надолго. Оно сопровождается грустью, скорбью, через которые нужно прийти к пятой стадии – принятию. Задача специалистов клиники Раевского – сделать этот этап максимально мягким и быстрым для пациента.
Пpинятиe
И, наконец-то, на ступени принятия человек осознаёт, что болезнь – это часть его жизни, его пути. Приняв её, он может выйти из этого состояния.
Онкoпcиxoлoг на протяжении всего процесса выстраивает с пациентом терапевтические взаимоотношения.
Чeтыpe зaдaчи oнкoпcиxoлoгa для пoбeды нaд paкoм
В медицине есть чёткие и конкретные протоколы. Психотерапия в этом плане очень гибкая и рассматривает каждого человека индивидуально. Уже при первой консультации мы понимаем, какой подход, специалист онкопоценту подойдёт, с чего именно нужно начать работу.
Специалисты клиники Раевского ставят перед собой четыре задачи.
1. Победить тревогу и страх, другие негативные эмоции
Уже в начале терапии мы подробно рассказываем нашим пациентам о том, что и почему с ними происходит согласно Новой германской медицине. А также о том, что пациенту следует делать и чего ждать. Последний момент очень важен. Потому что именно он является источником страха пациентов перед будущим. А главный метод работы с любым страхом – знания. Конкретно знания того, что ждёт впереди. Иначе в наше подсознание вшиваются драматичные, негативные сценарии.
Eщё мы используем метод «съесть слона по кусочку». Это весьма эффективный инструмент борьбы с канцерофобией. Онкология воспринимается пациентом как огромная беда. Как с ней справиться, он не знает. Чтобы помочь, мы применяем коучинг, лайфкоучинг: раскладываем задачу на шаги. Это психологически мотивирует человека идти вперёд, понять, какие ресурсы нужно притянуть на определённом этапе в его жизнь, что нужно делать.
2. Haлaдить гapмoнию c oкpужaющими
При необходимости мы собираем психологический анамнез, чтобы работать с окружением человека. Как правило, это близкие родственники. Мы проводим групповую психотерапию, чтобы улучшить, укрепить отношения, решить спорные вопросы. Также специалисты клиники Раевского проводят коррекцию детско-родительских отношений.
3. Переключить фокус внимания с болезненно жизнь
Отталкиваясь от утверждения, что болезнь – это урок, мы уже автоматически отодвигаем в сознании пациента его проблемы со здоровьем на второстепенный план. Мы вдохновляем обратить внимание человека на свой внутренний мир, где происходят важные трансформации.
4. Найти проработать психологические причины болезни
Пожалуй, сама́я важная терапевтическая задача для нас. Германская новая медицина говорит, что психологические конфликты проецируются на тело, лимбическую систему, подсознание человека. Они воспринимаются как некая угроза для жизни, поэтому и происходит биологический ответ. Когда нам известно, где находится опухоль, какие ткани задействованы, мы можем увидеть разные типы конфликтов. Их описал доктор Хамер.
Некоторые конфликты очень тяжёлые по эмоциональному восприятию, поэтому человек про них может забыть. Это защитная функция психики. Своего рода анестезия.
Если человек сознательно не может вспомнить, мы работаем через тело, воздействуем на определённые точки, фасции. В некоторых случаях мы применяем лёгкий гипноз, вводим пациента в изменённое состояние сознания. При этом он всё понимает, но мы можем выйти на уровень тела, лимбической системы. Мы поднимаем эмоции, связанные с ключевым травмирующим событием. Пациент вспоминает его, проживает и исцеляется.
И всё же главный секрет нашей работы заключается не в методах. Вся эффективность кроется внутри самого специалиста. Ведь психотерапевт, психолог, коуч, врач работают собою, своим мышлением, опытом и готовностью принять пациента, его историю, чтобы помочь ему сделать уверенные шаги к здоровью.