Урок 3: Виды предложений. Структура простого повествовательного предложения

Прежде чем мы приступим к обсуждению темы сегодняшнего урока, я бы хотел сказать несколько слов относительно целей данного обсуждения.

Прежде всего, не стоит рассчитывать, что узнав, как строятся предложения, вы сразу сможете начать эти предложения строить. Ничего подобного. Само по себе знание структуры предложения не сделает вас мастером английской словесности. Если говорить о прикладной ценности данного урока, из четырех основных навыков, которые определяют степень владения языком — чтение, письмо, восприятие на слух и говорение, по итогам сегодняшнего занятия мы можем ожидать относительного прогресса только в одном — в чтении. И тем не менее сегодняшний урок является для нас исключительно важным — и в том числе для последующего развития остальных языковых навыков. Важным, поскольку сегодня нам предстоит сформировать понятийную базу, опираясь на которую мы сможем вести предметный разговор впредь на протяжении всего курса.

Итак, в ходе сегодняшнего урока мы введем ряд важных определений. Мы назовем четыре вида предложений и рассмотрим в подробностях самый основополагающий из них — простое повествовательное предложение. Мы узнаем, из каких элементов оно состоит, и научимся выделять его составные части. Затем мы возьмем в качестве примера несколько предложений из текстов предыдущих упражнений для чтения, и проанализируем их структуру.

Но обо всем по порядку.

3.1 Виды предложений

Всего в английском языке по синтаксической структуре различают четыре вида предложений:

повествовательное (declarative)
вопросительное (interrogative)
побудительное (imperative)
восклицательное (exclamatory)
Каждый из этих типов характеризуется своим особым порядком слов. Коль скоро мы задались целью научиться препарировать английские языковые конструкции, идентифицировать их структуру и распознавать их отдельные элементы, здесь важно отметить, что в части определения типа предложения наша задача упрощается тем обстоятельством, что различным видам предложений соответствуют различные знаки препинания. Как нетрудно догадаться, в конце повествовательного предложения стоит точка, в конце вопросительного — вопросительный, а в конце восклицательного — восклицательный знак. То есть достаточно взглянуть на терминальный знак препинания, и мы уже знаем, с предложением какого типа мы имеем дело. Что касается побудительных предложений, которые могут заканчиваться как точкой, так и восклицательным знаком, их идентификация также не представляет особых трудностей, поскольку предсказать появление побудительного предложения обычно можно непосредственно из контекста.

Сегодня мы ограничимся рассмотрением простого повествовательного предложения. Во-первых, потому что это — сама по себе достаточно объемная тема, а во-вторых, потому что обсуждение прочих видов предложений с их характерным порядком слов потребует от нас предметного знания того, как образуются различные глагольные формы.

3.2. Синтаксический анализ: форма и функция

Синтаксис, в самом общем понимании этого слова, есть система правил, определяющих порядок и взаимное расположения составных элементов, образующих предложение. Вопрос, однако, в том, что следует понимать под составными элементами. С одной стороны, есть функциональные элементы — члены предложения, хорошо известные нам со школы: подлежащее, сказуемое, дополнение и обстоятельство. С другой стороны, при внимательном рассмотрении мы можем заметить в составе предложений повторяющиеся структуры, которые совершенно ортогональны (взаимно независимы) по отношению к их позиции в качестве функциональных элементов.

Возьмем, к примеру, выражение «белая ночь». Будучи мощным источником эмоционального воздействия на души впечатлительных людей, сие природное явление, характерное для приполярных регионов нашей страны, было увековечено во множестве письменных памятников, среди которых мы встречаем поистине нетленные творения:

Точно знаки прощальные делая
Белой ночи, видавшей так много. — Б. Пастернак
И время прочь, и пространство прочь,
Я все разглядела сквозь белую ночь. — А. Ахматова
Эта белая ночь без одежд ждет и просит любви. — Ю. Шевчук, ДДТ
Что же мы видим? Оказывается, одно и то же выражение очень запросто может выступать в роли (по порядку): косвенного дополнения, обстоятельства и подлежащего! Не должно ли это наводить нас на некоторую мысль? Всенепременно должно!

Мысль эта заключается в том, что систематизацию составных элементов предложения можно (и нужно) проводить в различных разрезах: в плане функции и в плане формы. При этом понятийный аппарат функционального анализа опирается на идею о членах предложения, в то время как анализ форм оперирует более общими категориями в терминах частей речи и их сочетаний. Чтобы сразу стало понятнее, о чем идет речь, я сейчас назову основные классы в том и другом виде анализа.

Форма:

Именная группа
Определение (группа прилагательного)
Предложная группа
Наречная группа
Глагольное выражение
Функция:

Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
Обстоятельство
Поскольку форма в контексте синтаксического анализа является первичным понятием по отношению к функции, то именно с форм мы и начнем наше обсуждение.

Как уже было сказано, дополнение указывает, на что направлено действие глагола. Это, однако, слишком простое определение, хотя программа средней школы считает его удовлетворительным. По этому поводу я хотел бы сказать вот что. Любая грамматическая модель — это абстракция. Вот смотрите: есть язык. Люди на нем разговаривают и худо-бедно понимают друг друга. Язык подчиняется правилам, причем правила эти существуют независимо от того, умеем ли мы их формализовать или нет. И тут приходят лингвисты и пытаются разложить все по полочкам. Но для того, чтобы раскладывать по полочкам, неплохо бы для начала эти самые полочки иметь. А вот с этим-то как раз не все так просто. Для этого нужна система и нужна терминология. Для этого необходимо выявить общие признаки, на основании этих признаков выделить классы явлений и прилепить на них соответствующую этикетку — то есть построить систему абстракций. Но поскольку абстракция — понятие абстрактное, то и воззрений относительно способов систематизации примерно столько же, сколько и самих лингвистов.

Как это бывает со многими вещами в жизни, абстракции бывают хорошими и бывают плохими. Та грамматическая модель, которую вы изучали в школе — она… ну, скажем так, я видывал и получше. Модель, которую я хочу вам предложить в рамках данного курса, основывается на современных представлениях западных лингвистов и представляет собой более развитый аппарат анализа синтаксических конструкций. За неимением лучшего слова я предлагаю называть ее СГМ — современной грамматической моделью.

Одним из наиболее спорных моментов, которые вызывают наибольшие разногласия в среде лингвистов, является вопрос о том, что считать дополнением и как их систематизировать. СГМ предлагает в этом отношении следующую классификацию (кстати говоря, это только в русской терминологии все валят в одну кучу и называют дополнением, а в английской — различают отдельно object и отдельно complement).

прямое дополнение (direct object)
косвенное дополнение (indirect object)
объектное дополнение (object complement)
дополнение к подлежащему (subject complement)
Есть еще один вид дополнения — обстоятельственное дополнение (adverbial complement), но мы его рассмотрим чуть позже.

Итак, что же это за дополнения и зачем нужно было вводить столько разных типов.

3.6.1 Прямое дополнение (Direct Object)
Именная часть сказуемого, или прямое дополнение, это непосредственно то, на что направлено действие глагола. Как мы отмечали в разговоре о сказуемом, в зависимости от вида глагола дополнения могут принимать различную форму. Рассмотрим для начала глаголы действия.

Глаголы действия подразделяют на переходные (transitive verbs) и непереходные (intransitive verbs). Переходные глаголы характеризуются наличием объекта, на который направлено действие: смотреть фильм, писать отчет, говорить правду, собирать марки. Такой объект называется прямым дополнением (direct object), и в русском языке обычно выражается существительным в винительном падеже без предлога.

В английском языке прямое дополнение выражается именной группой, при этом главное существительное или местоимение именной группы употребляется в форме косвенного падежа (которая для существительного совпадает с формой общего падежа):