На краю леса перед мель­ницей мельник Фаддей стро­гает доску для починки мель­ницы, повре­ждённой ветром. Он рассуж­дает о суеве­риях людей, убеж­дённых, что без колдуна ни одна мель­ница стоять не может. Но ведь сам-то он родился и вырос на мель­нице и ни одного домо­вого в глаза не видел. Уж если что и следует считать за колдов­ство, то это плутов­ство и обман.

Появив­шийся Филимон — жених Анюты, дочери крестья­нина Анку­дина, просит мель­ника пово­ро­жить по поводу пропавших коней. Мельник, пред­чув­ствуя поживу, обещает испол­нить просьбу, однако требует оплату вперёд. После продол­жи­тель­ного торга мельник согла­ша­ется воро­жить и велит Фили­мону три раза повер­нуться по солнцу, затем один раз против солнца и подойти к дереву. В заклю­чение мельник завя­зы­вает Фили­мону глаза платком и прика­зы­вает дожи­даться его возвра­щения, не отвечая ни на чьи вопросы. Он очер­чи­вает вокруг Фили­мона круг мелом и отходит.

Струх­нувший Филимон подбад­ри­вает себя песней. Мельник выносит жернова и, вращая их для создания шума, произ­носит закли­нания. Филимон пуга­ется ещё больше и, дрожа, хвата­ется за дерево. Мельник неко­торое время зловещим тоном произ­носит закли­нания, после чего развя­зы­вает глаза Фили­мону и успо­ка­и­вает его. На вопрос Фили­мона о конях несколько раз наме­кает на оплату и, получив деньги, огор­чает того тем, что кони не вернутся.

Глядя на ладонь Фили­мона, мельник, давно почув­ство­вавший его душевное состо­яние, говорит о кручине, изво­дящей того, и велит всё расска­зать не таясь. Филимон расска­зы­вает о своём желании жениться на Анюте, кото­рому препят­ствует её мать — «дворян­ское отродье», по словам Фили­мона. И если отец Анюты — крестьянин и хочет иметь зятя-хлебо­пашца, то мать — дворян­ского сыночка. Мельник обещает уладить дело, за что ему обещано «четверть доброй ржи». Мельник и Филимон, довольные друг другом, отправ­ля­ются в кабак отме­тить договор.

К выхо­дящей с крестьян­ского двора Анюте подходит Филимон. Анюта, опасаясь роди­телей и смущаясь, делает попытку уйти, но желание остаться пере­си­ли­вает, и она оста­нав­ли­ва­ется. Филимон, видя её нере­ши­тель­ность, сердится и упре­кает её за это, говоря, что есть и краше её и он не будет за ней гоняться. Анюта, которой Филимон нравится, медленно подходит к нему и заводит разговор. На вопрос Фили­мона, почему она не приходит на поси­делки, Анюта жалу­ется на мать, которая её не отпус­кает из дому. Филимон её успо­ка­и­вает и обещает, что скоро они поже­нятся.

Появив­шийся подвы­пивший мельник вызы­вает досаду у Анюты, так как мешает их объяс­нению с Фили­моном. Филимон, наоборот, обна­дё­жи­вает её тем, что при помощи мель­ника они смогут сыграть свадьбу. Пока­зав­шаяся вдали мать Анюты — Фетинья застав­ляет мель­ника и Фили­мона спря­таться от неё за крестьян­ский двор. Фетинья ругает Анюту за безделье и прого­няет её на работу. Анюта упре­кает мать, ведь другие девушки гуляют, а она всё за работой, однако послушно уходит.

Мельник просится в дом к Фетинье. Та пригла­шает его и выслу­ши­вает ворожбу мель­ника, дога­дав­ше­гося о её тайных мыслях. Мельник велит пора­жённой Фетинье поднести ему что-нибудь выпить и полу­чает в подарок целую фляжку с вином.

Для ворожбы о суженом Анюты мельник выпро­ва­жи­вает Фетинью, ставит Анюту спиной к месяцу, даёт ей в руки зеркало и велит смот­реть на отра­жение месяца. Затем он неза­метно делает знак Фили­мону выйти из тени и пока­заться Анюте. Анюта, видя образ Фили­мона, раду­ется пред­ска­занию. Мельник знаками велит Фили­мону опять исчез­нуть, а Анюте прика­зы­вает ударить по зеркалу, чтобы видение не схва­тило её. Появив­шаяся Фетинья спра­ши­вает у Анюты, кто ей пока­зался, та не хочет гово­рить и уходит к себе.

Фетинья просит пово­ро­жить, какой у неё будет зять, ведь ей хочется дворя­нина. Мельник отправ­ляет её прой­тись по тропинке, говоря, что кого она первым встретит, тот и будет ей зятем. На тропинке Фетинья встре­чает Фили­мона и, испу­гав­шись, бежит обратно. Мельник её успо­ка­и­вает и расспра­ши­вает о встре­ченном, который внешне понра­вился Фетинье, однако она сомне­ва­ется — дворянин ли он? Мельник уверяет, что дворянин, и даже описы­вает, что он из «села Хлебо­ро­дова, деревни Доброй-Пожни», однако имя назвать отка­зы­ва­ется.

Появив­шийся Анкудин пого­няет лошадь и рассуж­дает о тяжёлой крестьян­ской доле. Его оста­нав­ли­вают мельник и Филимон, и, после привет­ствий, мельник сватает Фили­мона, харак­те­ризуя того как ухва­ти­стого парня, вырос­шего без отца и матери. Анку­дину парень понра­вился, и он почти согласен, только опаса­ется, что жена его будет против, а с ней спра­виться без посто­ронней помощи он не может. Мельник обещает ему преодо­леть это препят­ствие.

У ворот дома Анку­дина встре­чает Фетинья со словами, что она просва­тала дочь, на что Анкудин сооб­щает, что и он просватал Анюту. Оба не желают сказать за кого, ссорятся, однако каждый наста­и­вает на своём выборе: Анкудин — за крестья­нина, а Фетинья — за дворя­нина

Фетинья, сидящая среди рабо­та­ющих девушек, расска­зы­вает Анюте о том, что они пели для неё свадебные песни. На вопрос о суженом Фетинья убеж­дает её в своём хорошем выборе — дворянин из села Хлебо­ро­дово. Подо­шедший Анкудин удив­ля­ется и пере­спра­ши­вает, Фетинья повто­ряет, что жених Анюты — помещик из деревни Доброй-Пожни и сватает его Фаддей-мельник. Анкудин не верит и расска­зы­вает о сватов­стве мель­ника, но только крестья­нина из той же деревни.

Анкудин и Фетинья допра­ши­вают мель­ника о его ворожбе. Тот каждого убеж­дает в правиль­ности его выбора и обещает предо­ста­вить жениха, который для Анку­дина — крестьянин, а для Фетиньи — дворянин. Анкудин пред­по­ла­гает, что мельник сватает им оборотня. Фетинья согла­ша­ется с ним.

Пьяный мельник с бала­лайкой пред­став­ляет Фили­мона Фетинье, Анку­дину и Анюте. Каждый из них узнаёт в Фили­моне чело­века, с которым он повстре­чался ранее. Кажу­щееся недо­ра­зу­мение мельник объяс­няет словами песни, что на Руси у нас давно «Сам помещик, сам крестьянин, / Сам холоп и сам боярин». Таких людей, объяс­няет мельник, назы­вают «одно­дворец — и дворянин и крестьянин — всё один». Анюта угова­ри­вает отца и мать отдать её за Фили­мона.

Ничего не понявшие Анкудин и Фетинья по-своему довольны, каждый из них удовле­творен напо­ло­вину. Все сходятся на том, что надо играть свадьбу, и благо­дарят мель­ника. В действие всту­пает хор, который прослав­ляет мель­ника и благо­слов­ляет свадьбу. В песне каждый из присут­ству­ющих выра­жает своё отно­шение к проис­хо­див­шему и, обра­щаясь к тестю, призы­вает его вести всех к себе на пир.  Пересказала Р. М. Кирсанова